Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Союз писателей России

×
Состав ТОСПР Документы Как вступить в Союз Издания ТОСПР Как стать писателем Как стать издателем Фотогалерея
Издания ТОСПРАльманах "Тверь"Альманах "Литосфера"Издания
Альманах "Тверь"
Альманах "Литосфера"
Издания

Новости

19 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА В УДОМЛЕ (ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ) СКОНЧАЛАСЬ ПОЭТЕССА ГАЛИНА БРЮКВИНА

19 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА В УДОМЛЕ (ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ) СКОНЧАЛАСЬ ПОЭТЕССА ГАЛИНА БРЮКВИНА

19 января 2022

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА БРЮКВИНА

Галина Александровна Брюквина (Тугузова) родилась 6 апреля 1960 г. в пос. Брусово Удомельского района. Окончила заочное отделение Калининского культпросветучилища. Работала художественным руководителем Дома культуры в пос. Брусово. После замужества переехала в Удомлю (1992). Стихи писала с раннего детства вслед за матерью и старшей сестрой. С юности печаталась в районных и областных изданиях. Впервые стихотворения Г. Брюквиной «Тополь» и «Алёнка» были опубликованы 27 июля 1974 г. в газете «Путь Октября» (Удомельский р-н). Галина Брюквина – член Союза писателей России (2004), автор пятнадцати поэтических сборников («Я пришла к Вам сказать: «Люблю!» (2001), «Портрет на фоне дождя»» (2003), «О любви со всеми по секрету» (2003), «Свидание с листопадом» (2006), «Портрет свечи» (2011), «Я тоже капелька Руси» (2011), «Цветет надломленная ветка» (2012), «И я живу на этом свете» (2013) и др.), многолетний бессменный руководитель литобъединения «Чайка» (1995), автор гимна г. Удомли (стихи), лауреат премии Губернатора Тверской области «За достижения в области литературы» (2007). За многолетний труд и большой вклад в развитие культуры Удомельского района, воспитание молодежи в духе патриотизма, высокой нравственности и духовности в 2007 году Галине Александровне Брюквиной присвоено звание «Почетный гражданин Удомельского района» с занесением в Книгу Почета Удомельского района.
 

В своем творчестве Галина Брюквина достигла подлинного профессионализма. «Люблю Бога, Русь, поэзию, людей», – пишет Брюквина в предисловии к одной из своих книг, и это ощущается во всех её стихах. Ни в одном стихотворении у неё нет и намека на игру, лукавство. Страдания лирического героя осветляют и облагораживают душу. Г. Брюквина буквально живет поэзией. В Удомле она сплотила вокруг себя группу тех, кто любит русскую поэзию и пытается овладеть искусством стиха. Её стихи читают и любят.
 

В целом стихи Галины Брюквиной покоряют своей искренностью, глубиной чувства, проникновенной простотой. В них переданы чувства грусти и радости, одиночества и боли, любви и тревоги за нынешнее состояние Родины-Руси: «И рассветы кровоточат, / Будто ранена земля. / Жить по-новому не хочет / Русь великая моя», «И белою, и красною Русь была. / Когда ж ты будешь, наконец, счастливой?» В стихотворении «За какую Русь молиться?» разворачивается противоречивый образ современной России. Одна Русь «нежит тело», ощущая свою силу во власти, другая – «детей хоронит, молча нищею бредет», одна – «за Западом в погоне», другая – «доверяет жизнь несмело только Богу самому». Поэтесса утверждает понятие Святой Руси, одухотворенной, православной. Именно такую Русь стоит любить, за неё сражаться и даже умирать:

Сердцу с властью не ужиться.
И лишь одно спешим понять:
За Святую Русь молиться,
Хоть и нищенка, но мать!
За неё с врагами биться,
До конца ей верным быть.
За родную Русь молиться
И до слёз её любить!

Эта мысль развивается и варьируется в других стихах о родине. Здесь и страстное обращение к Господу («Дай моей стране любви и счастья, / Пусть скорее возродится Русь»), и радость оттого, что уже заметны признаки этого возрождения («Возрождаются храмы России, / Очищается совесть земли», «Перезвон ручейков и капелей – / Православной Руси перезвон. / Значит, душу земли отогрели. / Слава, Боже, тебе и поклон»), и горькие строки о грешной душе русского народа («Хлещет лихо горькую / Мой родной народ. / Знать, душа нестойкая, / Коль к соблазнам льнет»). 
 

Национальная идея освещает все творчество поэтессы. И горюет она, и радуется, и любит, и восхищается окружающим миром истинно по-русски. Лирический герой Брюквиной органично связан с горькой судьбой русского народа, народа-труженика и борца, который в своей скорби не потерял главное – свою святую душу. Один из разделов сборника «Я тоже капелька Руси» она так и называет: «И кровь, и дух во мне – всё Русь». Один из ключевых концептов лирики Брюквиной – «боль». При этом личные страдания лирического героя и страдания родины сливаются в единое целое и взаимодополняют друг друга: «Дети – жизни цветы. / Понять это сердцем просто. / В России – цветут кресты, / В России – растут погосты», «Нет ни души и ни песен / Нынче в уставшей стране», «Меня крестили на Руси / И дали долю горькую». Активная жизненная позиция поэтессы проявляется в том, что она выступает в роли борца и в этом видит предназначение поэзии: Знаю, золото – молчанье, Слово – серебро. Только властвует над нами золото и зло. Я за мир иной воюю – Счастья и добра. Отливаю слово – пулю Я из серебра».
«Березовая Русь, / Рябиновая Русь, / На красоту твою / Любуюсь и молюсь», – продолжает поэтесса тему Родины и находит яркие и выразительные образы: «С песней поплачем / И с песней попляшем, / Песня за нас признается в любви. / Так нам привычнее, это все наше… / Песня для нас – откровенье души»; «Сияет лучик яркий, нежный, / Лесного хора дирижер»; «Вот-вот проклюнутся листочки, / Дразня зеленым язычком»; «У счастья всегда / Есть в запасе слезинка». Замечательна её лирико-публицистическая поэма «Кто же мы?..», где поэтесса ставит и пытается разрешить главный вопрос нашего времени: в чем своеобразие, сложность и противоречивость русского национального характера, откуда все беды и испытания на Руси? Но ответ на исторический вызов эпохи у неё один: «Русским выпало родиться / – Мы по-русски будем жить!» 
 

Возникает ощущение глубинной, идущей от народной традиции слитности лирической героини с окружающим миром. Кажется, что он ей подвластен: «Я зари золотую полоску / Засвечу в голубом окне», «Возьму в ладони / Я лунный бубен…», «Словно роса, в небо выпали звезды…» Окружающий мир в её стихах одухотворен. Она задается вопросом: «Есть ли у снега душа?» – и находит душу и в снежинке, и в капельке дождя, и в капельке весны, и в каждом деревце, и в каждой травинке. Замечательны её стихотворения «Огонек весны», «Прощальный бал», «Хочу успеть», «Можно, я буду тебя любить…», «Маме» и многие другие:


Тихо-тихо на погосте,
Но горька такая тишь.
Я пришла сегодня в гости,
Мама, что же ты молчишь?..
Не приветишь, не ответишь.
Над крестами – небеса.
Всех грустней теперь на свете
Мои карие глаза.
 

В стихах Брюквиной передается христианское, православное мироощущение с характерным смирением перед «Божьей волей» и восхищением перед чудом Божьего мира и Божьим промыслом: «Придумали разлуку люди, / а встречу подарил нам Бог», «Откройте душу для Христа, / Всех возлюбив – себя спасите!», «Небу верь, дарующему солнце», «России нужен крест и сын, / Который любит мать и Бога», «Ведь нам даётся всё по нашей вере: / И Бог, и счастье, и любовь!» 
Поэтесса придерживается эстетики простоты, которой добиться не так легко, чтобы не показаться банальной и примитивной. Автору удается найти естественное и вроде бы обычное слово, которое неожиданно наполняется новым, глубинным смыслом. Собственно, в этом и состоит подлинно поэтическая образная речь: «В осколках луж / Грустит земля. / Не перечесть / Житейских бед… / Но все же есть / В дождинке свет!..» Так заканчивает она стихотворение «Земля дождя». Реалистическая деталь приобретает символическое значение. Сколько стихов написано об уходящих поездах! Но Брюквина находит свой поворот темы: «Теперь уходят поезда без нас, / За ними вслед уходят наши годы. / Как много на перроне грустных глаз, / Как мало радости от выпавшей свободы…» Традиционный образ-символ разлуки (берега реки) она решает по-своему: «И покажется нам, что вдали, / Куда воды речные торопятся, / Берега в общей точке сошлись… / Может, сходятся, все-таки сходятся?..»
 

С собственным поэтическим кредо связано у Брюквиной и отношение к изыскам модернизма и постмодернизма. «Что хочешь пиши, / что хочешь показывай. / Стало искусство у нас / одноразовым», – заявляет она в стихотворении «Об искусстве», – считая, что произведения свободных от нравственных принципов художников – это крематорий, в котором сгорают миллионы человеческих душ. Она имеет мужество высказать своё мнение о таком непререкаемом для современного искусства авторитете, как Малевич:
 

Я смотрю на квадрат Малевича.
К безобразью добавить нечего.
Это чёрные дыры искусства.
Мне тревожно, не просто грустно.
А не в эту ли бездну безвкусицы
Человек, как на дно, опустится?..
 

Необходимо подчеркнуть умение поэтессы точно и афористично выразить основную мысль: «Любовь женщины – это крылья, / Любовь матери – это щит», «Мой жанр – душа, А форма – через боль», «Все дороги ведут на небо, / А следы остаются в душе», «Я тоже капелька Руси, / Я тоже верую в спасенье», «Его величество мгновение, / Одно мгновение – наша жизнь», «На слезах, что истин выше, / Русь великая стоит». Отсюда удачные лирические миниатюры: «Как плачут дожди на Руси, / Вы видели? / Живущий, подумав, спроси: / Не мы ль небеса обидели?», «Не цепей ищу, но пут, / Что назад не отдадут / Никому другому, / Лишь тебе – родному». 
Концентрированно и лаконично поэтесса говорит о сути своего творчества:
 

Мои стихи – канатоходцы.
Над суетой паря, не смотрят вниз.
Они душой стремятся к солнцу. 
А любят – жизнь!
 

Галина Александровна Брюквина останется в нашей памяти как истинно русская женщина и настоящая поэтесса, каких до сих пор рождает русская глубинка. Ей были свойственны трудолюбие, скромность, долготерпение, умение противостоять жестокостям судьбы. Многие годы она мужественно вела неравную борьбу с тяжелой болезнью. Несмотря на страдания, она всегда хранила в душе Веру, Надежду, Любовь. Вопреки житейским тяготам, сумела сохранить в себе поэтический талант, способность к творчеству, чувство высокого и прекрасного. Всегда была готова поддержать, подбодрить, помочь, приголубить. Для нас это большая потеря.
 

Правление Тверского
регионального отделения
Союза писателей России,
 

Коллектив преподавателей и сотрудников 
Филологического факультета Тверского 
государственного университета