Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Союз писателей России

×
Состав ТОСПР Документы Как вступить в Союз Издания ТОСПР Как стать писателем Как стать издателем Фотогалерея
Издания ТОСПРАльманах "Тверь"Альманах "Литосфера"Издания
Альманах "Тверь"
Альманах "Литосфера"
Издания

Новости

Скоропостижно скончался поэт Олег Горлов

Скоропостижно скончался поэт Олег Горлов

26 марта 2021

Олег Васильевич Горлов родился 10 апреля 1960 г. в городе Калинине. В 1977 г. окончил Калининское суворовское военное училище. В 1982 г. - инженерно-строительный факультет Калининского политехнического института. В его трудовой биографии путь от рабочего до руководителя предприятия. В 1992 г. завершил обучение на факультете психологии Санкт-Петербургского университета, в 1997 г. – в Московском академическом правовом университете при Институте государства и права РАН. О.В. Горлов – кандидат психологических наук, общественный деятель: в 1990-1993 гг. избирался депутатом Тверского городского Совета народных депутатов, в 19962000 гг. – депутатом Тверской городской Думы. Являлся одним из авторов Устава города Твери. Стихи писал с юношеских лет. Первая публикация состоялась 4 января 1980 г. в газете «Калининская правда» (стихотворение «Рисованный тюльпан»). О.В. Горлов – член Союза писателей России (2005), автор восьми поэтических сборников, победитель конкурса Совета литературного объединения Москвы в номинации «Художественные достоинства поэтических произведений» (2006). С 2009 г. – заместитель председателя правления Тверского отделения Союза писателей России. Лауреат премии Губернатора Тверской области.

Олег Горлов – городской поэт с установкой на интеллектуальный потенциал читателя. И в этом признак современности и актуальности его творчества, ибо давно следует признать, что Россия перестала быть крестьянской, деревенской. И суть не только в месте жительства, но в мировосприятии, мощном влиянии современной цивилизации. Сложившиеся образы-символы национального мира и способы выражения национального характера, которые выработала неумирающая линия русской поэзии от Есенина до Рубцова, воспринимается как ностальгия по гармонии и красоте, единству человека и природы. Это же стремление свойственно и современному городскому человеку, укорененному в русской национальной культурной традиции.

Только у городского поэта могли возникнуть такие образы, которые мы встречаем у О. Горлова: «Отполированный дождем / Асфальт пугающе-зеркальный», «По жилам города – средь улиц, / Прошла бесшумно ночи тьма, / И до утра в себе замкнулись, / Храня молчание, дома», «Вороний грай, как стук машинки / По белоснежному листу». Поэт любовно воссоздает облик Петербурга с его парками, дворцами, мечтающими львами и фонтанами, которые взрываются «армадой светлых брызг любви, любви, любви» («Ну что, Париж, паришь? Изящный, многоликий…»). Рисует Тверь как «твердь Руси» («А я родился у истоков Волги…»).

В поисках гармонии О. Горлов возвращается к опыту классиков ХIХ века, традициям А.С. Пушкина и поэтов пушкинской поры, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Григорьева, А.Н. Апухтина, К.К. Случевского и т.д. Он очарован русской поэтической классикой, красотой национального искусства с его высочайшей духовностью и стремлением к «всечеловечности». Это проявляется, прежде всего, в поисках и утверждении красоты окружающего мира и человеческих взаимоотношений, вере в чудесное облагораживающее воздействие искусства, в универсальном и всеобъемлющем характере его художественных образов. Ориентация на высокую пушкинскую традицию поддерживается у О. Горлова симпатией к стилю «ретро» с характерными элементами архаики, поэтизмами, старославянизмами: «напутственная длань», «ты только прах», «подлая рать», «блуждают одинокие миры», «Богово чело», «Сегодня сон и нега здесь правят бал» и т. д. В частотном словаре О. Горлова одно из первых мест занимает слово «душа».

Материалом для поэзии этого типа становится не только реальная действительность, но и культурные пласты предыдущих эпох. О. Горлов стремится восстановить систему ценностей, национальных традиций, христианской нравственности, эстетических идеалов, разрушенных или подвергнутых сомнению революционными веяниями ХХ века и современным постмодернизмом. Это наиболее перспективное направление поэзии начала ХХI века. Под этим углом зрения следует рассматривать творчество тверского поэта Олега Горлова.

На протяжении всего творческого пути О. Горлова в его лирике нарастает исповедальное начало. Это проявляется в стихах о Родине. «Такие ты прошел распятия и сроки, / Что в сердце скорбь и боль, и раной ножевой / Свербит один вопрос: за что же лжепророки / Все мучают тебя, ведь ты живой, живой?» – обращается он к Отчему краю. Искренна боль за все беды и обиды России, которые несет миру высочайшие нравственные ценности: «Но ты простишь, ты всех опять простишь… / Наверно, потому, что ты – Россия, / Где честь сначала, а потом престиж». Историческая память в стихах Горлова («37-й», «Сталинград») накладывается на память сердца («Гармоника»).

Трогательны его пейзажные зарисовки. В стихотворении «Осень» возникает органичный и свежий образ осыпающихся листьев – человеческих сердец. Пейзажные стихи Горлова – это, скорее, не описательная лирика, а медитативно-изобразительная. Детали природного мира становятся стартовой площадкой для взлета чувств и размышлений, раскрытия внутреннего мира лирического героя («Ручей», «Ночь. Все тихо. Месяц вышел…»). Особый интерес представляет цикл «Времена года».

Если первые сборники поэта оставляли впечатление талантливой игры, карнавала, где лирический герой как бы примерял маски героев разных эпох и культурных слоев, то в книгах последних лет это впечатление исчезает. Характер лирического героя предстает цельным, хотя и многогранным. Новые книги  отличаются политематизмом, разнообразием жанров, строфики, метрико-ритмической системы. Здесь и тема одиночества, тема жизни и смерти, в том числе и вечной жизни, тема разделенной и неразделенной любви, тема искусства, тема поэта и поэзии, целый спектр социальной проблематики. О. Горлов  не устает задавать вопросы, на которые нет ответа: «Почему же так хочется жить? / Почему не хочу умирать?» Он упорно разгадывает тайну жизни и смерти.

Творчество О. Горлова, несомненно, яркое явление современной тверской поэзии. Это стихи для тех читателей, кто желает не просто развлекаться, а думать, кто способен испытывать глубокие чувства.

Незадолго до смерти О. Горлов выпустил новый сборник «Портрет» (2021), толчком к созданию которого послужила безвременная кончина в 2018 году его любимой жены Ольги Ивановны Горловой. Книга заканчивается пророческими словами поэта, который знал о скором конце:

                                          Когда-то мы уйдем за горизонт.

                                          И, растворясь подобно горсти пыли,

                                          Достигнем, наконец, таких высот…

                                          Что нас не будет.

                                          Но мы были.

                                          Были.

Олег Васильевич Горлов останется в нашей памяти как человек очень красивый, молодой, талантливый, незлобивый, необыкновенно мягкий и деликатный, по-старомодному порядочный, необыкновенно скромный. Никогда не говорил окружающим о своих бедах, болезнях, утратах, все  держал в себе. Был приветлив и доброжелателен. Душу изливал в стихах. Любил дарить книги, одаривать улыбкой, поддерживать тех, кто рядом. Был Поэтом и Человеком. Для нас это большая потеря.

Правление Тверского регионального отделения Союза писателей России,

Коллектив преподавателей и сотрудников филологического факультета Тверского государственного университета