Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Союз писателей России

×
Состав ТОСПР Документы Как вступить в Союз Издания ТОСПР Как стать писателем Как стать издателем Фотогалерея
Издания ТОСПРАльманах "Тверь"Альманах "Литосфера"Издания
Альманах "Тверь"
Альманах "Литосфера"
Издания

Новости

УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ГАЙДА ЛАГЗДЫНЬ

УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ГАЙДА ЛАГЗДЫНЬ

6 апреля 2022

УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ГАЙДА ЛАГЗДЫНЬ

 

Гайда Рейнгольдовна Лагздынь родилась 1 августа 1930 года в Ленинграде, из которого, после расстрела отца в 1937 г., была выслана с матерью и братом в г. Калинин. С отличием окончила Калининский государственный педагогический институт, более 40 лет работала учителем в школе. Лагздынь получила всероссийскую известность как детская писательница. Сборники её стихов были опубликованы издательствами «Детская литература», «Малыш», «Московский рабочий», «Алашара» (Грузия), «Дрофа», «Алтей и К», «Махаон» и т. д. Всего было выпущено в свет более 170 поэтических книг общим тиражом более 11 миллионов экземпляров. Гайда Лагздынь – автор многочисленных книг и сборников, вышедших в музыкальных издательствах: «Советский композитор» (Москва), «Музыка» (Москва), «Райдуга» (Киев), «Композитор» (С.-Петербург). Стихи и сказки Гайды Лагздынь переведены на белорусский, удмуртский, узбекский, азербайджанский, венгерский языки, печатались в сборнике «Русская поэзия» во Франции. Она автор переводов с литовского, украинского, абхазского, кумыкского, азербайджанского языков. Член Союза писателей России. В 1987 г. писательницей был создан детский музыкальный театр, который получил звание «Народный», затем «Образцовый», и трижды становился лауреатом всероссийских конкурсов театральных коллективов в Москве. В течение многих лет Г. Р. Лагздынь являлась членом правления областного общества книголюбов, членом правления областного отделения Детского фонда России, членом правления Ассоциации женщин-писательниц России, членом правления Тверского отделения Союза писателей. Гайда Рейнгольдовна Лагздынь – Лауреат II Всесоюзного конкурса Госкомиздата и Союза писателей СССР, Лауреат по Центральному федеральному округу РФ в области литературы и искусства в номинации «За произведения для детей и юношества и творчество молодых», Лауреат литературной премии губернатора, дипломант V Всероссийского конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова» с вручением медали «За вклад в отечественную культуру». Награждена памятной медалью к 100-летию со дня рождения Михаила Шолохова, нагрудными знаками «Крест св. Михаила Тверского», «За заслуги в развитии Тверской области». Безусловно, творчество Г. Лагздынь давно стало органической частью тверской поэзии, тверского литературного процесса, вышло на общероссийский и международный уровень.

Творчество Г. Лагздынь продолжает ту линию развития русской поэзии, которая основана на устно-поэтической традиции. Для поэтического стиля Лагздынь характерно широкое использование поэтизмов: звездный палантин, небесное горнило, вплоть до старославянизмов: златой песок, зерно златое. Создавая стихи для детей, поэтесса выработала своеобразные принципы создания поэтического текста. Простота, ясность и зримость поэтического образа, игровое начало, особое внимание к инструментовке, звуковому ряду, афористичность. Так, в цикле «Календарь» она создала картины времен года. Стихи, посвященные зиме, включают в себя и пейзажные зарисовки («Пруд, река – заледенели, / Ветры жгучие запели./ На сверкающий ледок / Лёг пушистый холодок»), и монолог сказочного персонажа, например, Стужи (Я повсюду походила, / Всюду сетью поводила, / Изловила всё тепло. / Чтоб тепло не утекло…), и сюжетные стихи («Шел морозец маленький / Лунною дорожкой! / Нёс Морозец сладкую / Ягоду морошку…). Обращается поэтесса к сказке и мифу («Идет мороз по травушке, / Шагает по тропиночке, / На травушке-муравушке / Серебряные дьдиночки»), широко использует олицетворения и персонификации («Призадумался валежник / В белой шубе, с бородой, / Под снегами спит подснежник / И малинник молодой). Особую интимность, задушевность и доверительность стиху придают уменьшительно-ласкательные суффиксы: ледок, тропиночка, травушка, дороженька, звездочки, огонёк. При этом Лагздынь остается реалистом в конкретной детали природного мира. Из её стихов маленький читатель узнает, как зимует, например, заяц, воробей или медведь.

Можно сказать, что поэтесса прошла школу высшего пилотажа – детского стиха, которая помогла ей создать подлинно профессиональные стихи для взрослого, умудренного жизненным опытом читателя. Но изюминка её творчества заключается в том, что она не забывает: человек до конца жизни сохраняет в душе что-то детское, наивное, хотя и пытается скрыть это от окружающих.

Трогательно и задушевно звучит стихотворение «Что ты, полюшко, затуманилось?..», стилизованное под обращение к отдельным явлениям природы или природному миру в целом, широко распространенное в устном народном творчестве. Но при этом в стихотворении поднимается актуальнейшая тема памяти о войне со всем её трагизмом и героизмом:

Ой, ты, полюшко колосистое.

Ой, ты, горюшко голосистое.

Было полюшко смертью пахано,

Не зерном златым, горем сеяно,

Не свела война парней с близкими,

Поросла земля обелисками.

Как во полюшке рожь высокая.

Как у Родины грусть глубокая.

Спрячь печаль свою, думу горькую,

Обнимись, Земля, с алой зорькою!

Над страной взошло солнце красное,

По стране идёт утро ясное.

Поэтическое творчество Г. Лагздынь не ограничивается стихами для детей. Замечательны её произведения о природе Верхневолжья, размышления о жизни, о судьбе человека, испытавшего лишения и трудности, пережившего годы войны и репрессий. В своем творчестве она опирается на глубокие традиции русской литературы и фольклора. Особое место в её творчестве занимает точный и яркий эпитет, сравнение, метафора. Большое внимание она уделяет инструментовке стиха, его мелодичности. Не случайно многие её стихи положены на музыку. 

Глубочайшая сердечность пронизывает стихи Лагздынь о Твери. Детали урбанистического мира: этажи, балконы, причалы – опоэтизированы с помощью олицетворений, взятых из мира природы, и яркой экспрессии любви лирической героини:

Над городом сомкнулась тишина,

На плечи положив тихонько руки

Прошлась по улицам на цыпочках луна,

Зажгла огни и погасила звуки.

Тишина над Волгой и Тверцой,

Тишина повисла над причалом.

Входит вечер в город мой родной,

Где любви и радости начало.

Стихи о любви у Г.Р. Лагздынь имеют выход к широким вселенским горизонтам: «Любовь уходит в пустоту Вселенной, / Отдав тепло прочитанных молитв. / Душа любви — комок всех чувств нетленных! /Любовь земная – для Вселенной миг!» Поэтесса одухотворяет окружающий мир, душа лирической героини растворена в мире природы:

Когда росинка упадёт

На листик малый, на травинку,

То знай, душа моя бредёт

И гладит каждую былинку.

Когда подует ветерок

И колыхнёт сухие травы,

Ты знай, душа моя идёт

По струнам божьей переправы.

А коль снежинка прилетит,

Блестящей искоркой сверкая

Ты знай, душа моя скорбит,

В холодном камне замерзая.

Теснее всего произведения Г. Р. Лагздынь сближаются с народной песней. Эту взаимосвязь поддерживают и образная система в целом, и особенно постоянные эпитеты: рожь высокая, грусть глубокая, дума горькая, солнце красное, утро ясное, сокол ясный, заря алая, снег белый. При этом чаще всего используется характерная для народной поэзии инверсия. Поэтесса широко вводит в текст ласкательно-уменьшительные формы: полюшко, горюшко, зорька. Метафоры, метонимии, отрицательные сравнения и олицетворения также создаются по образу и подобию народных: «Что ты, полюшко, затуманилось? Призадумалось, запечалилось…», «Было полюшко смертью пахано», «Не зерном златым, горем сеяно», «Поросла земля обелисками». Народному стиху соответствует и ритмика стиха Лагздынь со сдвигами ударений и дактилической клаузулой. Воздействие фольклора может проявляться на разных уровнях: от лексики и отдельного образа до характера героя, сюжета и идеи произведения. Постоянные эпитеты, народная символика, параллелизмы и метафоры, пословицы и поговорки, народное поверье, песня, сказка органически вплетаются в произведения, не нарушая стилевого единства. Все это в полной мере можно отнести к поэзии Г. Лагздынь.

Гражданская позиция Г. Лагздынь прямо выражается в её политической лирике: «Гимн репрессированным», «Мать-земля», «Песня любви». В стихотворении «Старые окопы» память о тех, «кто сражался без страха», хранит вся природа Верхневолжья, которая до сих пор хранит следы далёкой войны: «Обвалились окопы, заросли бузиной», «Смотрят строго воронки в золотистой пыли», «Чуть приметно вздохнула в давних шрамах сосна», «Обвалились окопы да траншеи ходы». Но как природа залечивает раны, так жизнь побеждает смерть. В этом пафос стихотворения: «Молодые сосёнки на бугре зацвели», «Расшумелась вдруг птаха, как ей знать о былом?», «Делят что-то сороки, не стыдясь, на виду. / Разомлел на припёке вереск в белом меду».

Для Лагздынь характерен особый, сердечный лиризм. Одно из стихотворений поэтессы так и называется – «Поэзия сердца». К творческому процессу, к поэтическому творчеству она относится с внутренним трепетом: «Прекрасен миг рожденья муз, / Душа в невольном трепетанье, / Слетает с сердца тяжкий груз, / И ангел принял покаянье», – пишет она в стихотворении «Какой туман окутал лес?» Писать стихи – это и необыкновенная радость («О чудо! Счастье творчества! Волненье! / О сладкий миг – рожденье нежных строк. / Бальзам на сердце! Радость! Вдохновенье! / Из лепестков – венок!»), и тяжкий, мучительный труд («Как беззащитен ты, поэт, в призванье вечном / Нести прилюдно чувственный свой крест…»). Поэтесса не только передаёт цветовую гамму природного мира, но и многообразие его звуков и запахов. Больше того, она слышит музыку каждого времени года, времени суток, которая находится в гармонии с чувствами лирического героя («Ночная музыка»). Несомненно, природу она воспринимает как Божий мир: «Так знай: душа моя зовёт / Воспеть всю радость божьих трелей», – подчеркивает поэтесса. Капельки дождя для неё – это «слёзы божьи». Можно сказать, что творчество Лагздынь лежит в русле жанрово-стилевого потока поэзии духовного реализма, но не в узком понимании этого термина, как выражения православного мировоззрения, а в широком, основанном на подлинно народном взгляде на мир, куда включается и вера. Её идеалы основаны на миропонимании, взывающем к добру и справедливости.

Уход Гайды Лагздынь – это уход целого временного пласта, целой эпохи, смена вех. Для членов Тверского отделения Союза писателей России, для читателей, для всех тверитян Гайда Лагздынь олицетворяла собой необычайную любовь к жизни, жизнестойкость, умение сопротивляться обстоятельствам, энергию и борьбу, неиссякаемый литературный талант и трудолюбие. В отношении к людям она всегда проявляла безграничное терпение, доброту, милосердие, умела увидеть человеческое начало в самом угрюмом, неудачливом и ожесточенном человеке. Умела дать мудрый совет. Ценила шутку и смех. Не обижалась, когда ее иронически называли «тверской Агнией Барто», потому что знала себе цену и посрамляла соперников своими подвигами на литературной ниве.

Гайда Лагздынь навсегда останется в тверской и русской литературе. Навсегда она останется и в наших сердцах.

Правление Тверского регионального отделения

Общероссийской общественной организации

«Союз писателей России»